Со времен античности устойчивым конным образом был небесный покровитель, конный воин, поражающий врага. Затем образ святого, оберегающего свой народ от бедствий, заменяется символическим образом конного царя-триумфатора; в образе «Медного всадника» он стал одним из культурных символов русской истории. В николаевской России образ всадника стал зримым воплощением имперского триумфа. Наиболее полно идея триумфатора-правителя огромной и могущественной империи, воплотилась в конном памятнике Николаю I работы П.К. Клодта. В качестве приложения публикуется библиографический раритет из личного фонда великого князя Михаила Николаевича (сына императора Николая I) в Государственном архиве Российской Федерации. Это «Высочайше утвержденный церемониал торжественного открытия памятника императору Николаю I», поясняющий и дополняющий основные положения статьи.
Ключевые слова: П.К. Клодт., всадник, парад, Конная гвардия, Николай I, Романовы
Библиографическая ссылка
Шапиро Б.Л. 1 КУЛЬТУРА ТРИУМФА В ИМПЕРСКОЙ РОССИИ.
КОННЫЙ ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ I
// История. Историки. Источники. – 2020. – № 3;
URL: history2014.esrae.ru/28-267 (дата обращения:
15.11.2024).