В статье был проведен анализ ногайской мифопоэзии, связанной с культом Тенгри, на примере наиболее ярких стихийных образов и явлений. Чтобы проследить динамику трансформации внутри старейших номадических общностей, важно определить наиболее устойчивые культурные черты и представления в контексте духовной культуры ногайцев. Данным положением определена актуальность исследования. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования материалов работы при формировании комплексного представления о религиозной картине мира ногайцев в периоды поиска «новой родины», освоения в среде казаков Северо-Западного Прикаспия. В методологический аппарат вошли философские, исторические, культурологические методы, а также методы науки мифологии. Методологическая основа исследования – мистоцентрический подход М. Элиаде, позволяющий раскрыть взаимосвязь мифопоэтики и религиозной картины мира на примере частных культурообразующих практик. Целью исследования является комплексный анализ взаимосвязи культа Вечного Неба и народных поверий в отношении стихийных образов и явлений. Результатом исследования стало определение Тенгри не как «культа» или «народной веры», но как «идиоформы» – основы миропонимания и культурных ценностей этносов алтайской семьи в целом и ногайских племен в частности.
Ключевые слова: Тенгри, ногайцы, идиоформа, картина мира, культура, природа, явление
Библиографическая ссылка
Гончаров А.С. 2, Арнольд Р. 1, Язлиева З.А 2 ИДИОФОРМА ТЕНГРИ КАК ОСНОВА НОГАЙСКОЙ МИФОПОЭЗИИ // История. Историки. Источники. – 2022. – № 4;
URL: history2014.esrae.ru/38-358 (дата обращения:
15.11.2024).