Статья посвящена изучению истории культуры Средневековья нидерландского историка Й. Хейзинги. В ходе исследования рассматриваются теория «внутреннего» средневекового мира и концепция игровой культуры на примере справочных изданий и источников религиозного содержания. Игровая теория не раз использовалась исследователями, изучавшими интеллектуальную историю. Например, Л. Витгенштейн рассматривал принципы языковой игры, Р. Кайюа характеризовал феномены повседневности через социальную семиотику, а Ж. Делез развивал концепцию духовных форм при обосновании своей номадической парадигмы. Постмодернизм в исторической науке и этнологии ближе всего принял тезис о всепроникающем характере игрового инстинкта – пребывающем в вечном состоянии догадки и поиска. К примеру, понятие «симулякр» концептуально восходит именно к игровому инстинкту, расширяя и дополняя его. Методологический аппарат исследования составляют общенаучные, специально-исторические, культурологические методы, а также методы исторической антропологии. На основании содержания источников, авторами сделан вывод о возможности разрыва тенденции слияния игровой концепции Й. Хейзинги с семиотическим подходом и переложения теории внутреннего средневекового мира на современную модель исторического знания.
Ключевые слова: Йохан Хейзинга, Средневековье, игровая культура, игровая деятельность, социальный институт, повседневная жизнь, образовательный процесс
Библиографическая ссылка
Годунова Л. Н. 2, Ануприенко И. А. 1 ТЕОРИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И КОНЦЕПЦИЯ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Й. ХЕЙЗИНГИ // История. Историки. Источники. – 2023. – № 1;
URL: history2014.esrae.ru/39-373 (дата обращения:
21.12.2024).