История. Историки. Источники
Электронный научный журнал

Исторические науки
ГЕОЛОГИ И ИХ БЛИЗКИЕ В ОРУЖЕЙНОЙ СТОЛИЦЕ (ТУЛА. 60 - 70-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА. РУСАКОВЫ)
Цыганова Е.И. 1

1. ООО «Колтек-ЭкоХим»

УДК 304.3+930.2+929.52

Е.И. Цыганова[1]

ГЕОЛОГИ И ИХ БЛИЗКИЕ В ОРУЖЕЙНОЙ СТОЛИЦЕ

(ТУЛА. 60 - 70-е годы ХХ века. РУСАКОВЫ)[2]

ООО «Колтек-ЭкоХим»

E.ITsyganova

GEOLOGISTS AND THEIR LOVED ONES IN WEAPON CAPITAL

(TULA. 60 - 70s of the XX century. RUSAKOVS)

LLC «Koltek-EkoHim»

Аннотация: Статья является составной частью публикации под общим названием «Геологи и их близкие в оружейной столице».  Рассказывает о жизни, бытовых условиях, интересах жителей одного из тульских домов, построенного в начале 60-х годов ХХ века и первоначально подведомственного ЦНИГРИ (Центральному научно-исследовательскому геологоразведочному институту). Представляет интерес с точки зрения истории повседневности, детства, краеведения.

Ключевые слова: Тула, Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов, Пушкинский проезд, геологи, взрослые и дети, 60-70-е годы ХХ века, Русаковы.

Abstract: The article is an integral part of the publication under the general title "Geologists and their loved in the weapons capital". He tells about the life, living conditions, interests of the inhabitants of one of the Tula houses, built in the early 60s of the twentieth century and originally subordinated to TsNIGRI (Central Research Institute of Geology and Exploration). It is of interest from the point of view of the history of everyday life, childhood, local history.

Keywords: Tula, Central Research Geological Prospecting Institute of Non-Ferrous and Precious Metals, Pushkinsky passage, geologists, adults and children, 60-70s of the XX century, Rusakovs.

 

История Тульского края весьма интересна, насыщена значимыми событиями. Однако полноценное понимание былого складывается не только из академически ориентированных научных изысканий, но и из тех любопытных дополнений, которые способна подарить методология устной истории, истории повседневности, краеведения. Тема конференции «Тульский край в ХХ веке: достижения, тенденции и судьбы. К 85-летию образования Тульской области» – заставила вспомнить, что я, не будучи профессиональным историком, стараюсь следить за литературой о Туле. Например, в моей библиотеке есть такие издания как Богуславский В.В. «Тульские древности: Энциклопедический словарь-справочник», Левшин В.А. «Топографическое описание Тульской губернии 1803 г.», «Край наш Тульский. Путеводитель», «Тульская губерния, XXI век: историко-географическое и экономическое обозрение», Пеньков В.В. «История Тульской области. Двадцатый век», Майорова Т. В. «Улицы Тулы XVII — XXI веков: энциклопедический словарь-справочник тульских городских названий», Павличева Г.Н. «Я помню…» Детство и отрочество: тульские воспоминания с приложением родословных» и др.

Возможно, обращение к этой литературе в чём-то подвигло меня поделиться некоторыми воспоминаниями, рассказать о Туле прошедших лет, о времени, когда была ребенком. Тем более, что друзья-историки подтвердили важность этого рассказа, его ценность, как минимум, в качестве перспективного информационного источника. Итак, …

Моя Тула ХХ века охватывает 16-летний период с 1964 по 1980 год. В год переезда нашей семьи в Тулу я была годовалым ребенком, а в 1980 году уехала учиться в Москву, в Московский Институт Тонкой Химической Технологии. В последующие годы регулярно приезжаю в Тулу в родительский дом.

Таким образом, мои наброски – это воспоминания о городе глазами ребенка.

Семья

Мои родители: Русаков Игорь Илларионович и Русакова Екатерина Ивановна. Им было на момент приезда в Тулу 31 и 34 года соответственно. Отец закончил Криворожский Горнорудный институт, мама – геологический факультет Киевского университета. В геологию оба пошли за романтикой, работали по распределению после ВУЗов на сибирских месторождениях. Там и встретились, создали семью. Со временем перебрались в среднюю полосу России, воспитали двоих детей. Росли мы со старшей сестрой-погодкой.

За время нашей учебы в школе родители защитили диссертации на соискание ученой степени кандидатов геолого-минералогических наук.

Главным увлечением родителей можно твердо назвать чтение. Что было довольно типично для того времени. У папы несомненным увлечением была геология – отправляясь в отпуск, в одной руке у него всегда был коричневый портфель, набитый специальной литературой. Читал он ее и на пляже. Мама, в свободное от основной работы время, ездила с лекциями от Всесоюзного общества Знание. В те годы отделения этого Общества были во всех крупных организациях. Желающие сотрудники ездили с просветительскими лекциями на соседние предприятия; за эту работу полагалась дополнительная оплата.

На всю семью постоянно выписывалось большое количество журналов и газет. Мы, дети, прошли по мере взросления от «Веселых картинок» и «Мурзилки» – до «Юности» и «Химии и жизни». Так же, на дом выписывались брошюры Общества «Знание» из серии «Педагогический факультет».

В нашей семье было несколько прекрасно изданных альбомов репродукций крупнейших музеев: Эрмитажа, Дрезденской галереи, Третьяковской галереи. Для того, чтобы удержать нас, дошкольниц, в кровати во время простуд, нам выдавались эти альбомы. Рассматривать их можно было бесконечно.

Одно из светлых воспоминаний детства: папа читает вслух взрослую книгу (это были морские рассказы Виктора Конецкого), а интересно и весело всем нам. Так же интересны были просмотры диафильмов.

Еще одно яркое воспоминание. Каждую весну, как только сойдет снег, наша семья выезжала в яснополянские леса за свежими побегами черемши. Салаты с черемшой, яйцом и сметаной были ежевечерним дополнением к ужину. В те годы свежие огурцы и помидоры можно было купить только в сезон естественного созревания.

Мамины рассказы

С раннего детства мы очень любили – и любим до сих пор – слушать мамины рассказы о работе в Сибири и сибиряках. Став взрослыми, моя сестра Ирина записала много из маминых рассказов, три из них – с ее ведома – приведу здесь.

История с Валетом

Восточный Саян. Студенческая практика. 1954 г.  Валет – большая белая собака местной фельдшерицы. Валет очень привязался к Кате и ходил с ней в тайгу в маршруты.

Однажды Катя пошла в маршрут с группой из 12-ти расконвоированных заключенных и 1 уголовником. За ужином зека напились спирта…  Кате пришлось потихоньку уйти в тайгу и спать под кустом, пряча Валета под курткой, чтобы мужики не увидели белую собаку.

Валет несмотря на то, что хозяйка фельдшерица запирала его в сарай под замок, всегда выбирался и шел с Катей в маршрут! 

История с медовухой

Салаир, 1956–57 гг. Ушла группа в маршрут на старые разрушенные затопленные горные выработки, в которые очень легко можно провалиться и обратно не выбраться. Пошли на лошадях. Катя осталась на базе партии, в тайге, за старшую.  День – не возвращаются, два – нет, три – нет. Самые мрачные мысли лезут в голову; … в конце- концов собирается группа и выходит на поиски потерявшихся. Через какое-то время навстречу выходят потерявшиеся. Живые, здоровые, но похмельные! Оказалось, что они забрели к знакомым и три дня пили медовуху!!! Ух, как Катя ругалась!!!))) как никогда в жизни))) но цензурно))))

История с медведем

Восточный Саян. Студенческая практика. 1954 г.  Медведей живьем Катя не видела. Но медведи преследовали геологов постоянно. Провизию для геологов заранее забрасывали в тайге по маршруту в специальные лабазы. Однажды в маршруте надо было добраться до очередного лабаза за провизией. Но группу постоянно контролировал медведь, который шел буквально по пятам, не давая даже приблизиться к лабазу. Несколько попыток закончились ничем. Есть стало нечего.  Людям пришлось пить воду из ручья и есть ЗЕЛЕНУЮ НЕЗРЕЛУЮ СМОРОДИНУ, которая росла по берегам ручья. Понятно, что все мучились жестокой диареей. Другой отряд был так долго без еды из-за медведя, что в конце концов людей пришлось эвакуировать на носилках.

ЦНИГРИ       

           В начале 60-х годов ХХ века в Туле была образована Комплексная Тематическая Экспедиция. Для работы в ней были привлечены молодые семьи геологов со всей страны. Для этих специалистов был построен 5-этажный кирпичный дом типа «хрущевки», рядом со зданием Экспедиции. Так, естественным путем, в городе образовался островок научной геологической интеллигенции.

            Впоследствии организация разрослась, было создано Отделение Экспериментальных Исследований Центрального Научно-Исследовательского Геолого-Разведочного Института (ОЭИ ЦНИГРИ).

            В 1964 году были отстроен комплекс производственных зданий в поселке Рудаково, за городом. Для удобства сотрудников по городу курсировал институтский автобус, дважды в день, до начала и по окончании смены.

Дом 4-Б по Пушкинскому проезду

             Возможно, следствием того, что соседи по дому в основной массе были образованными людьми и коллегами, конфликтов или негатива я не помню.

Напротив, память сохранила свидетельства человеческого тепла:

- в летнюю жару институт неоднократно выделял автобус, маленький ПАЗик для того, чтобы вывезти нас, дворовых детей, на Оку купаться. И родители были совершенно спокойны – старшие приглядывали за младшими;

- когда подрастало поколение девочек, они выносили во двор своих кукол с их «драгоценными» нарядами и вручали нам свое наследство. Так же сделали и мы, когда «выросли» из кукол;

- если кто-то умирал, всем домом собирали деньги для поддержания семьи.

В контексте ЦНИГРИ и детства нельзя не упомянуть Детский клуб «Геолог».

Один из торцов нашего жилого дома был сразу отдан под детский клуб. В нем был зал со сценой, там находился стол для пинг-понга.  Так же была комната для настольных игр и кабинет воспитателя. Регулярно приобретаемые игры, зарплата воспитателя оплачивались из фонда ЦНИГРИ, т. е.  государством.

Школьные годы

Я закончила среднюю школу № 4. Школьные годы запомнились, в первую очередь, тем, что дисциплина в школе была серьезная. Пропустить занятия не по справке от врача, а по записке от родителей, можно было только в крайнем случае. Забыл сменную обувь – дежурный не пропустит.

В 9-10 классах раз в неделю все ученики посещали учебно-производственный комбинат, где за 2 года осваивали одну из рабочих специальностей. Помню, что в этом списке были слесари, швеи-мотористки, секретари-машинистки. Я выбрала специальность лаборант химического анализа. В нашей группе были ребята и девочки, выбравшие в дальнейшем учебу в медицинских и химических ВУЗах.

Самой сильной в городе в те годы была средняя школа № 20 с математическим уклоном. Почти все ее выпускники без труда поступали в ведущие ВУЗы страны.

Школа № 33 называлась в народе «обкомовской», в ней учились дети городской партийной «элиты». Там, в единственной школе города, старшеклассники обучались автовождению.

Недавно вспомнила, что перед каникулами в школе учителя распространяли недорогие билеты в кино, на утренние сеансы. Не по одному-два, а пачки билетов раздавались детям.

Художественная школа

Самые светлые воспоминания школьных лет связаны с учебой в Тульской Детской Художественной школе (ТДХШ) в 1974-77 гг. В первые годы школа находилась в подвале Тульского художественного музея. Благодаря этому, собрание музея было нам прекрасно знакомо, часто уроки по Истории искусств проходили прямо в его залах.

Обучение в ТДХШ, как и в музыкальных школах, проходило по единой программе для всех художественных школ страны. 4 года занятий по предметам рисунок, живопись, композиция, скульптура и история искусств.

Отдельно счастье – 14-дневный пленэр в Яснополянском лесу. Целью пленэра было получение навыков изображения пейзажей, наброски людей и животных.

15–20 сине-зелено-оранжевых 10-местных палаток по краю огромной поляны. В центре поляны – костер. На настилах в палатках – дети в спальных мешках. В коридорчике палатки – чья-то мама на раскладушке. Мамы, приехавшие в свой законный отпуск кашеварить на костре на весь лагерь. Папы же, по графику, приезжали на ночные дежурства у костра и ждали этого момента с нетерпением. Вечерние посиделки у костра на бревнах были очень интересными, полными увлекательных рассказов.

Для становления молодых людей личный пример творческих взрослых мужчин (среди педагогов была только одна женщина), вдумчиво и увлеченно занимающихся любимым делом был огромным.

Детские радости

В мои школьные годы был каток на Центральном стадионе (ныне стадион «Арсенал»): почти все зимние выходные, горячий чай с коржиками в буфете и снова на лед.

Класса до 5–6 – бурная дворовая жизнь: классики – почему-то только весной, как только сойдет снег, и зимние тяжелые пальто сменятся на более легкое весеннее. Прятки, скакалки, мячи. Постарше – бадминтон, с упоением, до темноты. Запомнилась картинка, как весь двор заполнен играющими в бадминтон, плотными рядами, и дети, и взрослые.

В старших классах увлеклись фотографированием, папа научил. Дома было все необходимое оборудование. Сами и фотографировали, и проявляли пленки, и печатали фотографии. Это тоже было нормой в те времена.

Еще хочу добавить, что при том, что зарплаты кандидатов геолого-минералогических наук не были большими, средства на билеты в театр и концертный зал находились всегда.

Летние каникулы проходили у нас обычно насыщенно и разнообразно. Это и пленэр, и пионерские лагеря, и поездки в отпуск всей семьей на море, либо в Белоруссию или Украину к родственникам.

От пионерских лагерей общее воспоминание – это постоянный здоровый детский аппетит и, что гораздо важнее, полный набор игр и познавательных программ для детей. От настольного тенниса до хорового пения. Воспитатели всегда занимались с нами на совесть.

Тульский цирк – это отдельное волшебство детства. Прекрасные программы, праздничные огни, оркестр, блеск костюмов и, конечно, мастерство артистов. И лучшие Новогодние «Елки» города.

В середине 70-х годов в ЦПКиО стал летом приезжать чехословацкий «Луна-Парк». Особой популярностью среди детей пользовался аттракцион «Комната Ужасов», в котором в темноте проезжающих в вагонетке зрителей пугали «привидения». И, конечно, кегельбан, в котором призами были жвачки – неизменная детская «валюта» тех лет.

И еще одно «взаимоотношение с заграницей» – переписка с ровесниками из Восточной Европы. Я переписывалась с девочкой из Польши. Из страны в страну летели конверты с красочными открытками.

Конечно, жизнь состояла не только из одной радости. Материально жили довольно скромно. Став взрослыми, в полной мере оценили родительский подвиг поддерживать двух взрослых студенток, отказывая себе в необходимом.

Тулу после 1980 года я знаю поверхностно. Знаю, что 90-е годы, как и везде, сопровождались большими бытовыми трудностями.

Но и это прошло.

Примечательно, что, насколько мне известно, из всех наших «геологических» детей продолжила династию только моя старшая сестра Ирина. Она закончила Геологический факультет МГУ и теперь известный в Тульской области специалист по гидрогеологии.


Пристатейный список:
1.	Богуславский В.В. Тульские древности: Энциклопедический словарь-справочник. — Тула: Русский лексикон, 1995. — 288 с.
2.	Край наш Тульский. Путеводитель. — Тула: Изд. дом «Пересвет», 2002. — 416 с.
3.	 Левшин В.А. Топографическое описание Тульской губернии 1803 г. / В.А. Левшин. — Тула: Изд. дом «Пересвет», 2006. — 391 с.
4.	Майорова Т. В. Улицы Тулы XVII — XXI веков: энциклопедический словарь-справочник тульских городских названий / Т. В. Майорова, М. В. Майоров. — Тула: Шар, 2005. — 172 с. 
5.	Павличева Г.Н. «Я помню…» Детство и отрочество: тульские воспоминания с приложением родословных /Изд. подг. М.В. Майоров. – Тула, 2021. – 88 с.
6.	Пеньков В.В. История Тульской области. Двадцатый век: пособие по краеведению для учащихся. — Тула: Пересвет, 2004. — 302 с.
7.	Тульская губерния, XXI век: историко-географическое и экономическое обозрение. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — Тула: Свамия, 2010. — 144 с. 


Библиографическая ссылка

Цыганова Е.И. ГЕОЛОГИ И ИХ БЛИЗКИЕ В ОРУЖЕЙНОЙ СТОЛИЦЕ (ТУЛА. 60 - 70-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА. РУСАКОВЫ) // История. Историки. Источники. – 2023. – № 3;
URL: history2014.esrae.ru/ru/41-388 (дата обращения: 19.05.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 273 | За неделю: 273 | Всего: 273


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System